+7 985 958 95 55
info@ino-trade.ru
0
р.
Идентификация и штрих-кодирование

Автоматическая идентификация

Конкурентоспособность, выживаемость и эффективность бизнеса сегодня складывается из множества кирпичиков, скрепляющим раствором которых становится информатизация процессов как внутри компании, так и в отношениях с клиентами и партнерами. Предприятия, гармонично и целостно замкнувшие циклы обмена информацией внутри предприятия, выгодно отличаются от своих «младших братьев по разуму». Менеджеры всех уровней такой компании имеют возможность оперативного управления, благодаря исчерпывающим данным.

Но просто оснастить объединенными в сеть компьютерами все отделы и даже обучить персонал правильному обращению с техникой — мало. Необходимо оснастить точки первичного сбора информации специальным оборудованием: оно призвано одновременно упростить и вывести ввод данных на новый уровень качества за счет снижения участия в процессе человеческого фактора.

Первичный сбор информации — целая отрасль задач, среди которых краеугольным камнем стоит автоматическая идентификация (сканирование и распознавание) различных объектов — будь то товарные единицы или документы, инвентарные позиции склада, багаж и масса других предметов, с которыми так или иначе связана работа компании. Звеньями автоматической идентификации принято считать следующие этапы: присвоение каждому объекту идентичного идентификатора (создание базы ID-номеров), маркировка объектов соответствующими кодами (штрих-кодирование), считывание этих меток с помощью специальных устройств и передача полученной информации на анализ.

В этом алгоритме важное значение отводится собственно метке — физическому обозначению идентификатора на объекте. Они бывают графическими, магнитными, радиочастотными и электронными. Все виды имеют свои сферы применения, но наиболее распространена графическая метка в виде штрих-кода.

Почему штрих-код стал таким популярным?

Популярность и широкое распространение штрих-кода, как технологии автоматической идентификации связано с её универсальностью, простой и дешевизной: нанести рисунок кода можно практически на любую поверхность и это не потребует высокотехнологичных и дорогостоящих расходных материалов, как например, в случае с магнитными, радиочастотными или электронными идентификаторами. Нанесением штрих-кода на упаковку своих товаров производители занимаются самостоятельно, что позволяет применять универсальные базы данных и обмениваться целыми массивами информации, упрощая менеджмент не только внутри одной компании, но и между несколькими предприятиями.

Считывание штрих-кода с упаковки товара — задача специальных сканеров. Сегодня эти приборы широко распространены: увидеть их можно в торговых залах и на кассах практически любого магазина. Современные модели позволяют распознавать идентификатор на расстоянии до 30 сантиметров, а промышленные сканеры, применяемые на складах, базах в производственных цехах, «видят» штрих-коды и на много большем расстоянии. Прибор позволяет считать изображения метки, перевести его в соответствующий набор данных и передать для анализа на кассовый аппарат, компьютер или POS-систему.

Почему наличие штрих кода стало обязательным требованием?

Но рисунок штрих-кода сам по себе никакой ценности не представляет. Универсальная метка полезна только в системе полноценного обмена данными, например, между кассой и товарной базой. В такой системе, где большая часть товаров промаркирована штрих-кодами, а в компьютерной сети с помощью специального программного обеспечения создана база товаров по идентификаторам, сотрудники меньше времени тратят на рутинную работу, совершают меньше ошибок, клиенты получают механизм упрощенного взаимодействия с товаром и персоналом, а менеджеры — удобный инструмент управления процессами. Чем больший поток покупателей обслуживает торговое предприятие, тем более тщательно оно следит за обеспечением маркировки товаров штрих-кодами и своевременным обновлением электронной базы идентификаторов. Как правило поставщикам не обеспечивающим штрих-кодирования своих товаров, вход на такие площадки закрыт.

Составляющие технологии штрихового кодирования

Технология штрих-кодирования состоит из следующих основных элементов:

1. Создание штрих-кода при помощи специального ПО (и соответствующей позиции в электронной базе).

2. Нанесение кода на упаковку товара (как мы помним, многие производители берут эту обязанность на себя)

3. Сканирование и идентификация товара по штрих-коду (извлечение закодированных данных и передача их для анализа в систему).

О штриховых кодах

Штрих-код, он же — баркод или barcode — по-сути изображение, нанесенное на упаковку типографским методом. Рисунок, подобно иероглифу согласно определенным, ЕДИНЫМ правилам, содержит некую информацию, как правило — цифро-буквенный идентификатор, соответствующий определенной позиции в базе данных. Благодаря универсальности единых правил кодирования, идентификатор из штрих-кода могут считывать специальные сканеры.

Создание штрих-кода на компьютере является по-сути кодированием, считывание сканером — декодированием. Кроме изображения самого баркода на этикетке может быть нанесен и сам число-буквенный идентификатор, а так же дополнительная не закодированная информация.

Классификация

Существует два типа баркодов: двумерные и одномерные.

Последний — наиболее часто встречаемый нами в обычном продуктовом магазине. Он состоит из набора линий и промежутков между ними различной ширины. Информация в нем закодирована только по одной оси координат и считывается широко распространенным однолучевым сканером.

Двухмерный штрих-код встречается, например, на ликероводочных акцизных марках, используемых, в частности, в системе ЕГАИС. Информация здесь закодирована по всей плоскости изображения в двух измерениях и считывается специализированным сканером. Двумерность позволяет закодировать гораздо больше информации, но сложность использования и высокая стоимость оборудования остаются существенными препятствиями на пути широкого применения 2D-кодов.

О системах штрихового кодирования

Кроме того, существует множество систем кодирования. Всего известно более пятидесяти, но наиболее распространенными можно назвать лишь четыре: EAN/UPC, Code39, Interleaved 2-of-5 и Codabar. В СНГ и Европе самой популярной считается система EAN13, состоящий из 13 знаков.

Штрих-код EAN (еан)

Штрих-код системы ЕAN представляет из себя последовательность префикса, самого кода и контрольного символа. Различают два типа EAN-кодов: обычный, присваиваемый производителями товарам промышленного производства, и внутренний, используемый для идентификации товаров в пределах предприятия.

Обычный код мы видим на большинстве товаров общего потребления — будь то банка сметаны или деталь автомобиля. Код системы EAN13 дает нам информацию о стране и предприятии-производителе, а так же уникальный код самого товара. Причем, товары даже незначительно отличающиеся потребительскими свойствами — по весу, цвету, виду, расцветке или другим, — будут иметь и разные штрих-коды. Например, штрих-код на 400-миллилитровом дой-паке со сметаной будут отличаться от штрих-кода на 800-миллилитровой банке с той же сметаной.

Внутренний штрих-код в системе EAN13 позволяет маркировать штучный или весовой товар в пределах одного предприятия. По правилам системы первый символ кода — обязательно цифра 2, а второй — цифра от 0 до 9. Предприятие самостоятельно может выбрать значение второго символа для маркировки штучных товаров, а оставшиеся девять значений могут быть использованы для весовых

товаров. Штучный штрихкод содержит только код товара, а весовой содержит и код, и вес.

Присвоение номеров штриховых кодов товарам массового производства

Главная черта штрихового кода — его уникальность. Каждому товару соответствует свой уникальный номер, закодированный в системе, позволяющей добиться отсутствия дубликата номера. Чистота идентичности кодов EAN гарантируется добровольной некоммерческой Ассоциацией EAN, в которую входят 98 организаций из 100 стран мира. В России Ассоциация представлена организацией ЮНИСКАН. Именно здесь все товары отечественного производства получают уникальный префикс в диапазоне от 460 до 469. За ним, как говорилось выше, следует номер предприятия и номер товара.

Создание кода EAN

Вместе с принтерами штрих-кодов поставляется специальное программное обеспечение, которое позволяет создавать изображения EAN-кодов. Полученное с помощью этих компонент изображение, несущее в себе закодированный номер, можно распечатать как на специализированном принтере этикеток, так и на обычном офисном принтере.

Способы печати штрихкода

На предприятиях с большим объемом производства наносить штрих-код удобнее и выгоднее прямо на ярлык или упаковку товара. В массовом производстве издержки на такую печать будут сравнимы с погрешностью, то есть никак не скажутся на конечной стоимости упаковки.

В более мелком производстве — от десяти до десяти тысяч штук — вполне подойдет и печать штрихкодов на специальных принтерах этикеток. Этот же способ подойдет, если баркод для каждой упаковки должен быть уникальным (весовой товар) или информация на этикетке часто меняется.

Если же печать штрих-кода будет разовой — до десяти копий в день, экономичнее будет использовать даже простой лазерный принтер.

+7 985 958 95 55
Заказать звонок
Заказать звонок
Отправить заявку
Заполните форму, и мы свяжемся с Вами в течение 30 минут в рабочее время.
Услуга предоставляется бесплатно!
0
КОРЗИНА

Обратный звонок

Оставить заявку

Написать руководству

Отправить заявку
Мы скоро свяжемся с Вами!